Content

МАТРЁШКА

Создано 20 Апрель 2014 Просмотров: 11463

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»

Педагогический проект
«МАТРЁШКА»

Проектная группа:
Луткова Елизавета – 9 класс
Шамраева Таисия – 9 класс
Янус Татьяна – 9 класс

Руководители:
педагог-психолог
Фурман Валентина Александровна
учитель технологии
Гонцова Юлия Васильевна

Северск 2014

Пояснительная записка

Название проекта: «МАТРЁШКА»

Состав проектной группы: обучающиеся 9 класса.

Руководители проекта:
Фурман Валентина Александровна – педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Гонцова Юлия Васильевна – учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный, групповой октябрь 2013г. – март 2014г.

Место реализации: МБОУ «Северская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», МБДОУ, ОГКУ «Реабилитационный центр»

Целевая аудитория: педагоги школы-интерната, обучающиеся.

Цель: создание необходимых условий для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся через творческую деятельность.

Задачи:

1. Способствовать развитию творческих способностей обучающихся через творческую деятельность – создание фартука «Матрешка»
2. Снижать психоэмоциональное напряжение обучающихся с использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Развивать эмоционально-волевую сферу обучающихся школы-интерната.
4. Создать условия для сотрудничества и преемственности ДОУ и школы-интерната, а так же других учреждений.

Актуальность проекта.

Ещё в те времена, когда никто и не знал таких слов, как «психология» или «психотерапия», у женщин рукоделие было самым распространённым способом восстанавливать душевное равновесие. Вспомните все эти вышивания крестиком, шитьё, кружева или обычное вязание на спицах с мурлыкающим котом на коленях. Все это не так давно занимало чуть ли не треть всего свободного времени наших женщин и отвлекало их от больших и маленьких проблем.
Так, стежка, за стёжкой, петля за петлёй — глядишь, и ушла тоска-печаль, и тяжёлая женская доля стала казаться немного легче, а заодно и вещь вышла, да такая, что тепло человеческое излучает и подобной во всем свете не сыщешь, такая, что внучки и правнучки потом с гордостью будут доставать ее из своих «сундуков» и показывать своим детям: «Вот, смотрите, как раньше могли, и это не мастера какие-то, а обыкновенные люди делали».
Во время рукоделия, прежде всего, происходит переключение с бесконечного потока задач и размышлений на вполне конкретные монотонные действия. Это останавливает разрозненный мыслительный процесс, женщина впадает в своеобразное медитативное состояние.
С точки зрения современной психологии рукоделие — это отличный способ избавиться от переутомления, перевозбуждения нервной системы и бессонницы.
Вещи, сделанные своими руками обладают особой «теплотой» энергетикой и огромной силы позитивным зарядом.
Актуальность проекта «МАТРЁШКА» заключается в том, что ранее в школе-интернате не использовались межпредметные связи с точки зрения психологии. Подобный опыт использовался впервые и дал положительные результаты.
Перед началом работы и по окончании проводилась психологическая диагностика самооценки участниц проекта. Анализ показал, что у девочек самооценка изменилась, приблизилась к адекватной.
Введение в проект психологического аспекта позволило достичь снижения психоэмоционального напряжения обучающихся, что способствует профилактике потребления ПАВ, профилактике суицидального поведения.

Формы реализации проекта:

• изучение истории русской матрёшки, истории возникновения фартука через различные источники информации: Интернет, беседы, чтение художественной литературы;
• рисование, раскрашивание матрёшки;
• изготовление образца изделия;
• изготовление фартука «МАТРЁШКА»;
• социальное партнерство с МБДОУ «Детский сад ПО №20».

Предполагаемый результат:

• Развитие познавательной активности, творческих способностей обучающихся.
• Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников ДОУ и школы-интерната.
• Развитие культурно-гигиенических навыков дошкольников.
• Развитие навыков общения обучающихся школы-интерната.
• Создание модели сотрудничества школы-интерната с образовательными учреждениями г.Северска, Томска.
• Формирование толерантного отношения общества к детям с ОВЗ VIII вида.
• Снижение психоэмоционального напряжения обучающихся школы-интерната с целью профилактики потребления ПАВ.
• Снижение психоэмоционального напряжения обучающихся школы-интерната с целью профилактики суицидального поведения.

Этапы деятельности по реализации проекта.

I этап. Подготовительный (октябрь):

1. Изучение истории русской матрёшки.
2. Рисование и раскрашивание матрёшек.
3. Диагностика уровня эмоционального напряжения у обучающихся.
4. Снятие психоэмоционального напряжения с использованием здоровьесберегающих технологий. Работа над повышением самооценки у обучающихся.
5. Изучение истории фартука, его назначения.

II этап. Практическая работа над проектом (ноябрь - декабрь):

1. Анализ образца фартука
2. Изготовление лекал.
3. Обсуждение последовательности изготовления изделия.
4. Подбор ткани.

III этап. Реализация проекта (январь - март):

1. Раскрой деталей фартука и деталей аппликации.
2. Изготовление фартука.
3. Художественное оформление фартуков.
4. Презентация фартуков в МБДОУ «Детский сад ПО №20»

Описание этапов.

I этап. Подготовительный.

1. Изучение истории русской матрёшки.
2. Рисование и раскрашивание матрёшек.
3. Диагностика уровня эмоционального напряжения у обучающихся.
4. Снятие психоэмоционального напряжения с использованием
здоровьесберегающих технологий.
5. Работа над повышением самооценки у обучающихся.
6. Изучение истории фартука, его назначения.

1. Изучение истории русской матрёшки.

Вы когда-нибудь держали в руках матрёшку? Странный вопрос?
Матрёшка – модель, символ мироустройства. Так же она символизирует устройство человека.
Каждую матрешку можно описать:
1. Первая – такой меня видят окружающие люди – представительной, сильной, опытной, серьёзной...
2. Вторая – а вот такой меня видят одноклассники, коллеги по работе – внимательной, умной, умеющий работать в команде...
3. Третья – такой меня видят мои родные дома – здесь я мягкая, уступчивая, добрая...
4. Четвёртая – такой я бываю, когда остаюсь наедине с собой, такой я являюсь на самом деле.
Уже давно русская матрёшка является модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продают иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Но матрешка не только русский сувенир или украшение, прежде всего это игрушка для детей. Причем очень полезная игрушка.
Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям.
С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по ширине, высоте, цвету и объёму. Все это, конечно же, способствует координации рук и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но что бы матрёшка имела развивающий эффект, не достаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

Русская матрёшка. Традиции.

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем – по резным и вышитым «петухам» – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки.

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется.

Название «матрёшка» для деревянной разъёмной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
Первая русская матрёшка выглядела примерно так.
Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписал Сергей Малютин. Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего и как сделана русская матрёшка.

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская «Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

2. Рисование и раскрашивание матрёшек.
Предполагаемый образ матрёшки лучше сначала нарисовать на бумаге. Поскольку нашим обучающимся трудно самостоятельно нарисовать матрёшку, то им были предложены раскраски с изображением матрёшек. Интересно отметить то факт, что к этой работе подключились и мальчики-подростки, которые с удовольствием раскрашивали изображения матрёшек.
Эта работа способствовала снижению психологического напряжения через подбор цветовой гаммы, развитию творческого потенциала, воображения.

3. Диагностика уровня эмоционального напряжения у обучающихся.
Исследование самооценки (по Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) проводилось перед началом проекта и по окончании его. Отрадно заметить, что занятие творческой деятельностью благотворно повлияло на эмоциональное состояние девочек-подростков. У них реже стали проявляться эмоциональные всплески, девочки учатся договариваться со сверстниками и взрослыми без конфликтов. Конечно, впереди у них ещё много работы над самооценкой, но это ведь ещё только начало над своим совершенствованием.

4. Снятие психоэмоционального напряжения с использованием здоровьесберегающих технологий.
Работа над повышением самооценки у обучающихся.

На факультативе «СОЛНЦЕ НА ЛАДОНИ» обсуждались насущные, вопросы, волнующие современных подростков. Для снижения психоэмоционального напряжения использовались релаксации, дыхательная гимнастика, психогимнастика, С обучающимися 8-9 класса проводились занятия с применением декоративно-прикладного творчества: в различной технике дети рисовали деревья, цветы, размещали свои заветные мечты на Дереве желаний...
С подростками проводился тренинг по работе с гневом, который включал в себя упражнения на сплочение коллектива, развитие самооценки. Для многих подростков подобные занятия в начале вызывали смущение, скованность, смех и другие негативные реакции. Но в дальнейшем обучающиеся стали более позитивно относиться к занятиям с психологом, смелее стали делать свои высказывания, делиться переживаниями.

5. Изучение истории фартука, его назначения.

Он очень скромен и опрятен,
Он защищает нас от пятен,
Хозяйке служит много лет
На завтрак, ужин и обед.

Прежде чем взяться за работу, необходимо выяснить историю вопроса и назначение фартука.
История обычного фартука
http://maratuka.ru/publication/view/istoriya_obyichnogo_fartuka

Самый первый фартук
Любая вещь из нашего окружения, пусть даже такая незначительная, как фартук, обладает собственной оригинальной историей. Его появление в обиходе человека стало отражением различных эпох, традиций и характеров прошлого. На сегодняшний день – это атрибут хорошей домохозяйки, в прошлом же его предназначение было совершенно иным. Фартук начинал своё существование на талии у мужчины-воина и представлял собой полоску кожи на поясе.
В давние времена этот предмет возникает практически одновременно в разных частях света – и в Европе, и в Азии. Передники изготавливались из небольшого куска ткани, которым опоясывались во время работы. Носили их поверх хитона или блузы. Их форма была различной, материал и варианты ношения – самые разнообразные.
Первоначально куски ткани поверх одежды надевали только представители сильного пола, к тому же это был определитель статуса владельца. Первые обладатели фартука были жрецы и воины, то есть представители знати и высших сословий.

Средние века
С развитием ремесел передник становится неотъемлемой частью гардероба людей таких профессий, как кузнец, повар, сапожник. Фартук выполняет функцию защиты одежды от рабочей грязи и становится незаменимым аксессуаром.
К счастью, фартук используют не только для черновой работы. Он также становится украшением костюма знатных дам, которые предпочитали два его вида – таблион и таблье. А на Руси он становится традиционным элементом одежды для праздников и для повседневной жизни. Фартушек-передник украшают богатыми и яркими узорами, при этом узоры каждой русской губернии отличаются своей неповторимостью.

Современный мир
Функция аксессуара одежды теряется фартуком с приходом 20 века. Теперь это неприметный атрибут гардероба для кухни и хозяйственной работы. Его надевают на производстве, для работы в саду и на кухне.

Фартуки, которые предстояло шить нам, предназначались для ребятишек-дошколят.
Изучая информацию о фартуках в различных источниках, мы наткнулись в Интернете на разработку урока «Фартук «Матрёшка» (http://www.uchportal.ru/load/108-1-0-22065).
Нам очень понравилась эта идея по нескольким причинам:
1. интересная разработка;
2. оригинальность исполнения;
3. полностью соответствует назначению.

Обсуждение предстоящей работы

II этап. Практическая работа над проектом

1. Анализ образца фартука
2. Изготовление лекал.
3. Обсуждение последовательности изготовления изделия.
4. Подбор ткани.

Детали кроя

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это ...русская матрешка!

Детали фартука:
Основная деталь 1 деталь
Карман 1 деталь
Пояс 2 детали
Бретель 1 деталь
Обтачка 1 деталь

Детали аппликации:
Косынка 1 деталь
Концы косынки 1 деталь
Рукав 2 детали
Рука 2 детали
Волосы 2 детали

Материалы и инструменты

Для изготовления одного фартука-матрешки понадобится:

1. Бязь розового или бежевого цвета;
2. Бязь цветная;
3. Фланель розового или телесного цвета.

Подготовка оборудования к работе. Повторение правил безопасной работы.

Правила безопасной работы иглой.
Игла – острый предмет. Пользоваться иглой надо осторожно!
1. Хранить иглу в определённом месте.
2. Не допускать потери иглы.
3. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать её в одежду.
4. Сломанную иглу сдать учителю.
5. Не оставлять иглы и булавки в незаконченной работе.
6. При шитье применять напёрсток.
7. Нельзя откусывать нитку зубами.

Правила безопасной работы ножницами.
Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми, а также у вращающихся частей швейной машины.

Правила безопасной работы электрическим утюгом.
При работе электрическим утюгом надо быть очень внимательным.
Перед началом работы проверить, нет ли оголённых мест на шнуре. При включении и выключении утюга браться за вилку, другой рукой придерживая розетку, и только сухими руками.
Во время работы:
1. Следить, чтобы шнур не касался утюга.
2. Следить за правильным положением терморегулятора.
3. Ставить утюг только на подставку.
4. Работать, стоя на резиновом коврике.
5. Закончив работу, поставить утюг на подставку и выключить его.
Запомни! Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра! Это может привести к пожару. Дежурный, уходя последним, должен убедиться, что утюг выключен.

Правила безопасной работы на швейной машине.
При работе на швейной машине надо соблюдать осторожность.
Перед началом работы:
1. Спрятать волосы под косынку.
2. Проверить, нет ли булавок в изделии.
3. Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
1. Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
2. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
3. Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.

III этап. Реализация проекта

1. Раскрой деталей фартука и деталей аппликации.
2. Изготовление фартука.
3. Художественное оформление фартуков.
4. Презентация фартуков в МБДОУ «Детский сад ПО №20»

Ход работы

1. Раскроить из бязи и фланели детали фартука и детали аппликации.

2. Обработать детали пояса и бретелей обтачным швом.

3. Наложить деталь рубашки на основную деталь. Приутюжить.
4. Настрочить по нижнему срезу строчкой зиг-заг

5. Обработать верхний срез кармана швом вподгибку с закрытым срезом.
6. Наложить карман на деталь фартука. Приутюжить.

7. Наложить детали ладошек. Приутюжить.
8. Настрочить детали ладошек строчкой зиг-заг.

9. Наложить детали рукавов на основную деталь. Приутюжить.
10. Настрочить детали рукавов строчкой зиг-заг. Можно украсить рукава тесьмой.

11. Наложить на основную деталь детали косынки. Настрочить строчкой зиг-заг по нижнему срезу.
12. Наложить детали концов косынки. Настрочить.

13. Наложить детали волос. Настрочить. Можно вставить немного пряжи – получится челка.
14. Настрочить деталь косынки по внутреннему срезу.

Рубашку можно украсить тесьмой, пуговками.

15. Подравнять срезы фартучка.
16. Приложить и приколоть детали бретелей и пояса к изнаночной стороне матрешки.

17. Подготовить косую обтачку.

18. Обработать срезы фартука окантовочным швом.
19. Отутюжить изделие.

20. Оформить личико матрешки. Использованы акриловые краски по ткани.

21. Закрепить рисунок горячим утюгом через проутюжильник.

Творческий процесс

Дарите радость детям!!!!
МБДОУ «Детский сад ПО №20»

Приложение
Исследование самооценки (по Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)
Данная методика дает возможность судить об уровне притязаний учащегося, его адекватности.
Она позволяет выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращенным оценкам.
Инструкция. «Ниже нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье.
Если условно на этих лестницах размесить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней — «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах. Укажите своё место на ступеньках всех лестниц».

1. Самые здоровые 1. Самые умные
2. Очень здоровые 2. Очень умные
3. Здоровые 3. Умные
4. Более или менее здоровые 4. Более или менее умные
5. Среднего здоровья 5. Среднего ума
6. Более или менее больные 6. Более или менее неумные
7. Больные 7. Неумные
8. Очень больные 8. Глупые
9. Самые больные 9. Самые глупые

1. С прекрасным характером 1. Чрезмерно счастливы
2. С хорошим характером 2. Очень счастливы
3. С более или менее хорошим характером 3. Счастливы
4. С неплохим характером 4. Более или менее счастливы
5. С обычным характером 5. Не очень счастливы
6. С неважным характером 6. Мало счастливы
7. С плохим характером 7. Несчастливы
8. С очень плохим характером 8. Очень несчастливы
9. С тяжелым характером 9. Самые несчастные

Ответьте на вопросы:
1. Каких людей Вы считаете здоровыми? Умными? С хорошим характером? Счастливыми?
2. Каких людей Вы считаете больными? Глупыми? С плохим характером? Несчастливыми?
3. Как Вы понимаете здоровье? Ум? Характер? Счастье?
4. Почему Вы выбрали эту ступеньку лестницы «здоровье»? Лестницы «ум»? Лестницы «характер»? Лестницы «счастье»?
5. Чего Вам не хватает, чтобы быть здоровым, умным, с хорошим характером, счастливым?
Обычно люди независимо от самооценки и объективной жизненной ситуации не склонны к крайностям и указывают «свое место», как правило, на 4-5-й ступенях, т. е. чуть выше среднего или к зоне середины. Они видят себя (или хотят показать) со средним здоровьем, умом, характером, счастьем.
Поэтому тяготение к крайним оценкам может свидетельствовать об отклонениях в психическом развитии.
Получаемые с помощью методики данные приобретают особый интерес при сопоставлении их с результатами обследования мышления и эмоционально–волевой сферы.

Список источников:

• http://www.nestingdolls.ru/history.php
• http://www.okipr.ru/encyk/view/224
• http://blog.i.ua/community/2785/803087/
• http://centr-snab.ru/catalog/specodezhda_261.html
• http://www.dmfuniform.uz/fartuk-povarskojj.html
• http://www.1klac.ru/roznichnii_magazin/shop/CID_34.html
• http://vykrojki-foto.ru/vikroyki-fartukov.html
• http://blogs.mail.ru/mail/vital-l1961/7D52DA4D5CCDDA8D.html
• http://www.liveinternet.ru/users/punachka/post191115180/
• http://festival.1september.ru/articles/577396/
• http://freeppt.ru/

виды клематисов