Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Методический кабинет

Трудности детей и подростков

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
Карамзин
Отклоняющееся поведение, проблемы взаимоотношения, неправильное воспитание одиночество, непонятость другими, поиск, переживание неудачи, трудный характер, привлечь внимание, самоутверждение, альтернативный метод.
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.
Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие мы можем встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
• проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
• проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
• трудности самоотношения, самопонимания;
• трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
• внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
• стремление избежать давления, правил, норм, требований;
• испытание себя и других;
• поиск границ возможного;
• поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
• отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
• обида на судьбу, конкретных людей;
• переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
неорганизованность;
• зависимость от других, низкая сила своего «я»;
• трудности в обучении;
• отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
• трудный характер: расторможенность, обидчивость, агрессивность и т.д.;
• отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
• чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — эта фраза во многом не лишена смысла. Задача взрослых — научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:
• стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
• стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
• нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.
• стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции. Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным поведением является психологическое консультирование.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.
Литература:
1. Власова Т.А. Лубовский В.И. и др. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973.
3. Демьянов 10. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. СПб., 1999.
4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
5. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2. М., 1999.
6. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) /О.В.Хухлаева – М., 2003.
7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей /В.М.Целуйко – М.: Владос, 2003.

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Summary. The emotional life the most concentrated in a family circle. Child's emotional health, a sense of importance and relevance, emotional well-being are largely determined by child-parent relationships.
Key words: family, relevance, attention deficit
Практически каждую российскую семью сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным государственной статистики наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число рожденных детей вне брака. Увеличивается число разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
Развитие мировосприятия ребенка, восприятие им широкого спектра человеческих отношений и внутренних состояний, переживаний человека во многом зависят от опыта, который ребёнок получает в семье. На взаимодействие членов семьи друг с другом влияет то, как взрослые и дети воспринимают и понимают друг друга, какие установки и позиции они занимают по отношению друг к другу. Одна из важных потребностей человека - потребность в эмоциональных отношениях.
Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем.
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление - до 10% жертв насилия погибают, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью, травмирует психику ребенка, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формируют социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать нормальную, здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
В книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» А.С.Спиваковкая выделила типы неблагополучных семей и дала подробный анализ необдуманного воспитательного воздействия на детей в них:
«Семья - санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка. При которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья - крепость». Родители стараются поступать подчеркнуть правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности в себе, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Как известно, педагогам и родителям особые неприятности доставляют такие «пороки» детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, неукротимая болтливость, шутовство, дурашливость и др. Вряд ли стоит рассматривать их только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким несуразным способом ребенок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых. Дефицит внимания к ребенку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к асоциальному и агрессивному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ведь у ребенка очень велика потребность в положительном отношении к нему. Ребенок, испытывающий к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения и отношения к людям. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребенка.
Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым в ответ на свои наказывающие действия по отношению к маленькому «агрессору» хочется увидеть смирение, услышать слова раскаяния, мольбы о прощении. Взрослым следует понимать, что ребенок и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять (вопреки внутреннему раздражению).
Для эффективного воспитательного момента важен выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективности проводимой родителями в жизнь воспитательной тактики и стратегии.
Эффективность воспитательного воздействия включает следующие моменты:
• время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);
• последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели);
• качество отношений между родителями и ребенком родительское одобрение или порицание будет иметь больший успех, если родителей любят и уважают);
• баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);
• последовательное проведение воспитательных мер.
Библиографический список:

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1999, -96с.
2. Астапов В.М. Психология детей с отклоняющимся поведением.-СПб.: ПИТЕР, 2001, -384с
3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи.М:, Просвещение, 1988. – 207с.
4. Винникотт В.Д. Разговор с родителями. М.: Класс, 1994, - 112с.
5. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребёнком. Как? М., «МАСС МЕДИА», 195. – 240с.
6. Дружинин В. Психология семьи.М.:, КСП, 1996. – 160с.
7. Друбровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: АКАДЕМИЯ, 2000. – 128с.
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.:, Просвещение. 1986.- 128с.
9. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг., Ярославль. Академия развития. 2001. – 160с.
10. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. , СПб.: Речь, 2003, - 112с.
11. Лордкипанидзе Л.Н. Книга о детях для думающих родителей. СПб.: Союз, 2000. – 256с.
12. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб.: СОЮЗ. 2001. – 191с.
13. Родионов В.А. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль. Академия развития., 2001- 224с.
14. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1983, - 272с.
15. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. М.: РОСМЭН. 1998. – 188с

 
© 2024 Школа-интернат. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.